Армянская свадьба богата изобилием традиций, а большинство из них сохранились по сей день. Она отличается таинственностью ритуалов, радушием и веселыми гуляниями.
Как все начиналось
В Армении отношения будущих мужа и жены всегда начинались со сватовства. Сватовство у армян отличалось от других стран, так как всегда проходило таинственным образом. Сваты приходили в дом к невесте в темное время суток, чтобы никто не узнал об этом событии, если вдруг случится отказ. Считалось зазорным сразу же согласиться на предложение замужества. Тогда о невесте думали плохо, предполагая, что у нее есть существенные недостатки и отец хочет поскорее от нее избавиться.
Армянские обычаи сватовства в первый визит строились на псевдо отказе и полном отказе. К примеру, если родители невесты ссылались на решение дальнего родственника, который пребывал в отъезде, это означало, что в следующий визит можно будет получить согласие на свадьбу. Когда же родители указывали на чрезмерную молодость пары, положительного ответа не было смысла ждать.
Очень интересно у армян проходило деление невесты, если на ее руку было несколько претендентов. Все они собирались в условленный вечер в доме девушки, садились за стол и на середину выкладывали свои подарки. Будущая невеста не имела права голоса, ей разрешалось только лишь изъясняться жестами. От девушки требовалось выбрать понравившийся подарок, после чего даритель становился ее женихом. Но чаще всего девушки заблаговременно договаривались о предмете подарка и знали, что подарит их настоящий любимый.
Армянское сватовство включало в себя разделение хлеба между отцами жениха и невесты. Для этого пекли лаваш, а потом скручивали его в виде свитка. Родителям предстояло разорвать этот хлеб на части, что означало единение семей и начало их родства. Во время этой церемонии всегда присутствовал священник, который стоял между отцами и благословлял их на дружбу и приязнь.
Сватовство по армянским традициям предполагало и третий визит сватов. Это был день назначения помолвки. По-армянски ее называют «хоскап», то есть скрепление словом. Она представляла собой мини свадьбу, которую проводили в узком кругу в доме невесты. Армянская помолвка состояла из небольшого застолья и обряда подношения подарков, которые предназначались невесте и ее матери. Среди них были и ювелирные изделия, но традиция подносить обручальное кольцо с бриллиантом появилась лишь в середине прошлого столетия.
Помолвка у армян считалась отправной точкой для свадебного приготовления. С этого момента молодых разлучали и не разрешали видеться до наступления свадьбы. Но молодежь была хитрой и находчивой, так как обручение армянских новобрачных могло затянуться не на одну неделю. Жених зачастую пробирался к невесте через окно или балкон, и с разрешения ее матери, мог находиться в комнате молодой. Они могли разговаривать и видеть друг друга, но дотрагиваться жениху к невесте было запрещено.
Подготовка к венчанию
За несколько дней до знаменательного события мужчины и женщины проводили свои ритуалы. Подготовка к армянской свадьбе с женской стороны начиналась из выпекания свадебного лаваша. Ритуалы проводились в обоих домах, а обрядовый день имел название «таштадрек», что означает «поставить корыто». Близкие невесте девушки и юные мальчики начинали просеивать муку. Это действие сопровождалось обрядовыми песнями и танцами. Потом все превращалось в игру: молодежь обсыпала друг друга мукой. Каждый гость клал в сито какую-нибудь сладость, например, орехи или сухофрукты, а когда вся мука просеивалась, ими можно было полакомиться.
В некоторых районах Армении просеивать муку доверяли одному человеку — попадье. Она это делала без слов, чтобы невеста была немногословной, а еще с закрытым лицом, что оберегало молодую от безумия. Армяне считали, что связь с образованными людьми — священником и попадьей — не дает внезапно сойти с ума. Другие регионы страны доверяли этот обряд исключительно женщинам и не забывали о субординации. Начинала процедуру самая старшая дама и передавала сито посаженной матери, а потом к этому подключались остальные девушки. Солить и месть тесто позволялось в той же очередности.
Приметы на армянскую свадьбу тесно связаны с закалыванием вола. Его мясо в дальнейшем использовали для приготовления свадебного застолья. В основном вместо вола использовали быка. У армян это животное ассоциировалось с пахотой и плугом, что символизировало плодородие и достаток. В советское время для этого ритуала жертвоприношения заранее покупали теленка, когда парень был еще юн, и откармливали до нужного времени. Жизнь ритуального быка ассоциировали с жизнью сына, его лелеяли и всячески оберегали.
На ритуал жертвоприношения приходили мужчины со стороны жениха. Животное связывали и укладывали на земле. Жених наносил первый удар и ставил ногу на поверженного зверя, как победитель. Для этого обряда всегда выбирали пятницу.
Армянское венчание начиналось с подготовки в доме кавора — посаженного отца, где проводился ритуал купания жениха. Для этих целей использовали специальный таз, куда усаживались спиной к спине жених и его главный неженатый друг — азаббаши. Их обливали водой с кувшина. Струя воды символически отделала холостых друзей и жениха, который собирался создать семью.
Дом кавора был местом также для ритуального одевания молодого. Каждый предмет одежды, который на него надевали, восхваляли и торжественно превозносили. Также во время одевания друзья жениха выполняли обрядовые танцы, кружа вокруг него. Танцуя, парни украшали свадебное дерево из веточек ивы. Оно называется «арсаники цар», и символизирует плодородие и благополучие. Раньше по традиции его украшали сладостями и различными фруктами, такими, как гранат или яблоки. Верхушку дерева всегда увенчивали свечи. Армянская свадьба в России до сих пор придерживается обряда с украшением арсаники цар, только теперь вместо ивовых ветвей украшают меч, используя бумажные купюры и конфеты. Арсаники цар во время торжества держит главный друг жениха, который еще выполняет функции его телохранителя на время свадьбы.
Свадебная церемония
Брак в Армении всегда начинался с очень необычной традиции. Перед приездом жениха в доме невесты разыгрывалось настоящее театральное действие по краже курицы из курятника. Делал это самый ловкий юноша, которого прозывали Лисом. Гости и родственники невесты препятствовали ему совершить кражу, но он все равно должен был это сделать, и вместе с птицей проникнуть в дом невесты. Там он оповещал о том, что жених уже в пути, за что получал подарки. На этом функция Лиса не заканчивалась. После того, как пройдет церемония венчания, ему надо было попасть в дом жениха раньше свадебной процессии и тоже сообщить о скором приезде молодых. На современных свадьбах тоже присутствует Лис, только теперь он ездит в машине без верха, украшенной лисьим мехом.
Невесте не приходилось думать, что одеть на армянскую свадьбу, так как наряд для нее приобретала сторона жениха. В день торжества невесту одевала замужняя родственница, у которой первенец — сын. Молодой заплетали две косы, после чего она больше не могла выйти на улицу, не покрыв головы.
Свадебная процессия всегда была очень шумной и веселой. В это время звучат песни, пляшут и стреляют в воздух, чтобы прогнать злых духов. Невеста всегда должна была идти позади жениха, но никто не мог пройти между ними.
Венчание в армянской церкви правила имело особенные. Священник повязывал новобрачным специальную ленту из красных и зеленых нитей, увенчанную крестом, на лоб, шею и руки, а конца запаивал воском. Когда заканчивалось венчание, свадебная процессия отправлялась домой другой дорогой, чтобы обмануть злые силы.
Все съезжались в дом к жениху, где уже были накрыты столы и приготовлены подарки. Сюда же привозили приданое армянской невесты, которое приготовила для нее мать. С приездом молодых начинались разнообразные игры и карнавальные действия. Самое популярное из них — шуточная драка между родителями жениха. При этом его мать обязательно должна была победить мужа, а потом сесть поверх него в качестве победительницы. В это время пелись смешные песенки, веселые и потешные, в основном про невестку и свекровь. Но некоторые особенности армянской свадьбы до сих пор остаются актуальными. Например, встреча свекровью молодых, когда она покрывает их плечи лавашем.
Проходило от трех до семи дней после свадьбы, когда священник вновь приходил к молодым. Но это уже было не венчание в армянской церкви, а «обряд тагравец» или «снятие венца». Он читал над молодоженами молитвы и снимал с них ленту нарот.
За дни свадебного торжества молодых постоянно осыпали сладостями, зерном и денежными монетами. Все это символизировало достаток и благополучие новообразовавшейся семьи. Также сторона жениха выплачивала выкуп невесты на армянской свадьбе. Родители молодого еще платили за торжество и всегда компенсировали потраченную на пир сумму стороне невесты.
Армяне очень строго относились к целомудренности молодой жены. Армянские невесты обязаны были быть девственницами и это всячески проверяли. В древние времена кухарка или замужняя родственница невесты стояла под дверью во время брачной ночи, после чего оповещала родителей жениха о том, что молодая была девственницей. В ХХ веке появился новый обряд. Наутро после бракосочетания, мать девушки получает красные яблоки и бутылку коньяка, если ее дочь оказалась девственницей. Эту новость разглашали по округе оружейными выстрелами, а потом продолжали празднество.
Оставьте ответ