Начинать разговор о церемонии брака, в еврейском ее понимании, необходимо с описания древнего обычая – заключать союз под специальным балдахином, который называется Хупа. Внешне он похож на небольшую беседку, вмещающую до десятка человек. Согласно некоторым источникам, слово «хупа» тождественно слову «свадьба». Этот навес является символическим знаком величия и прославления того, кто стал под его полог.
Очень интересна еврейская свадьба в контексте составных частей и деталей, из которых сплетено само торжество. Традиции многогранны и глубоко моральны: помазание пеплом головы жениха, в знак скорби о разрушенном Храме; обход невестой, которую ведут под руки мать и свекровь, вокруг стоящего под Хупой супруга, ровно семь раз, прилюдное зачитывания текста ктубы – брачного обязательства жениха перед будущей супругой, и, в конце концов, момент одевания обручального кольца на палец женщине, который сопровождается словами «Ты посвящаешься мне этим кольцом по закону Моше и Народа Израиля».
Еврейские свадебные обряды: каноничность и тонкости бракосочетания
Свадебные еврейские традиции практически целиком и полностью переняты культурой европейских и славянских стран. Опосредование ритуалов произошло через христианскую веру, которая привнесла в коренные свадебные обряды составляющие иудейского церемониала. Среди таких веяний хотелось бы отметить благословение молодых вином, застольные здравицы, разбивание хрустального бокала новобрачным. Единственное, что не смогли перенять и адаптировать – внутренний смысл Хупы, созидающую силу будущей еврейской семьи и святость Торы.
Почему пара, стоящая под Хупой, настолько величественна в восприятии родственников и гостей? В бахотах, то есть специальных свадебных благословениях, есть следующие строки — «Благословен Ты, Всевышний, сотворяющий человека». В этом изречении смысл не в самом моменте рождения новой жизни, а именно в свадьбе. После которой пара, женщина и мужчина, пришли к своему предназначению, для которого и были изначально созданы. Отныне муж и жена представляют собой одно единое: где жена отвечает за внутреннее наполнение семейного очага, а муж – посредник для общения с внешним миром. Поэтому тонкости еврейской свадьбы таковы, что со стороны родственников все отождествляют новую семью с мужчиной, ставя его во главу угла.
Согласно еврейским традициям – Творец, создавая свадьбу как таковую, позаботился и о несовершенстве мира. У каждого из пары есть свои собственные недостатки, но есть и механизм сущего, который позволит преодолеть эти проблемы в пределах одной конкретно взятой семьи. Изъяны одного могут быть с лихвой компенсированы доблестями другого. В этом и заключается гармоничная суть стояния под Хупой во время церемонии. Молодые ступили на дорогу, которая приведет их к счастью. После обряда эти люди как бы создают особый канал, позволяющий им влиять друг на друга, а Богу на них.
Еврейская свадьба в России практически ничем не отличается от канонического торжества, разве что надо головами жениха и невесты не держат венков во время стояния под Хупой. Эти венки, как и помазание лба пеплом, символизируют траур о разрушенном Храме. В нашей стране сейчас проживает достаточно евреев, чтобы поддерживать свои традиции на должном уровне. Свадьба у них возведена в ранг священнодействия и является поводом для большого и пышного празднества. Но немало традиционных действ связано и с неделей, которая предшествует бракосочетанию.
Традиционные свадебные ритуалы, их последовательность и значение
Еще несколько десятилетий назад иудейские семьи устраивали свадьбы своим детям при помощи уполномоченной свахи. Такой ритуал получил название йента. Еврейское сватовство в ортодоксальных общинах до сих пор зиждется на этой традиции. И даже в том случае, когда договорной брак уже был решенным делом – мужчина все равно вынужден был просить руки и сердца у выбранной родителями женщины, при этом подписывая своеобразный договор и заплатив выкуп за будущую супругу.
Ритуальное сопровождение свадьбы начинается с церемонии под названием тенаим, это еврейская помолвка. Во время этой части торжества разбивается новая тарелка, что трактуется как символ разрушения Иерусалимских Храмов, а также напоминает присутствующим о том, что и в праздновании есть место грусти от потерь. Тема сожаления о потерянном повторяется еще несколько раз в ходе свадьбы.
Церемония обручения (эрусин) это, так сказать, выражение взаимного желания жениха и невесты вступить в законный брак перед обществом. Родители молодоженов оформляют документ, согласно которому все финансовые расходы они берут на себя, так же в нем обещают оказывать посильную помощь для обеспечения тех благ, в которых будет нуждаться молодая семья. Соглашение закрепляется церемонией киньяна и подписями уполномоченных свидетелей. Свадьба не будет считаться успешно завершенной и состоявшейся, если в условиях тенаима не оговорено полноценное согласие невесты и жениха. Так же, по законам помолвки, новобрачные обязательно должны быть знакомы, если жених ранее никогда не видел эту женщину – кидушин не имеет ни юридической, ни моральной силы. Потому что Письменная Тора говорит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», а полюбить незнакомого человека сразу и навсегда вряд ли представляется возможным.
Проводят помолвку за месяц-полтора до предполагаемой даты свадьбы. Принято приглашать только родственников и близких друзей. Как знак согласия и уведомление о своем решении – жених и невеста поднимают над головой гартл.
Бракосочетание может быть назначено в любой желаемый день недели, только не в шаббат, а он начинается во время пятничного заката, и длится до заката в субботу. Так же нельзя планировать свадьбу на даты еврейских канонических праздников, например, на Новый Год, во время которого не только нельзя работать, но и жениться. У ортодоксальных пар принято жениться только в будние дни.
Назначение даты свадьбы в Израиле – особый нюанс. Определенного сезона, во время которого заключать союзы запрещено, нет. Но все же следует избегать дней между грустными вехами еврейского календаря – Песахом и Шавуотом. В этот период люди не устраивают шумных вечеринок, поэтому он считается неудачным для свадьбы.
Неделя перед еврейской свадьбой — это самое замечательное время. Жениху устраивают публичное выступление во время службы, для того чтоб он прилюдно объявил о предстоящем событии членам конгрегации. Иногда во время этого заявления окружающие забрасывают мужчину конфетами. После службы практикуется небольшой банкет, во время которого подаются разнообразные напитки, вода и вино.
Тем временем невеста занята посещением Миквы. Перед еврейской свадьбой духовное очищение очень важно. Поэтому девушка за несколько дней до бракосочетания посещает ритуальное омовение, чтоб войти под венец абсолютно чистой. Мужчина тоже может посетить Микву, если у него есть такое желание, но отдельно от будущей супруги. Чтобы не нарушать правил Миквы, необходимо снять с тела все украшения, вытереть лак на ногтях и смыть косметику, и только после этого дозволено ступить в бассейн. Потом полностью окунуться в воду, читая при этом специальную молитву. Во время проведения обряда каждый шаг невесты контролируют обученные люди, следя за тем, чтобы все было согласно предписанию. За неделю до свадьбы пара не должна встречаться и общаться.
По устоявшимся обычаям евреи скрепляют свой союз только под Хупой. Этот навес выступает как символ того дома, в котором будет жить молодая семья. Не так давно эту церемонию разрешалось проводить исключительно на улице, но в современном мире ее все чаще устраивают внутри помещения. Это помогает не зависеть от превратностей погодных условий. Чаще всего местом проведения обряда становится, естественно, синагога. Но конкретных правил на этот счет нет, главное – чтоб были в наличии Хупа и раввин.
Что одеть на еврейскую свадьбу? Традиционного свадебного наряда, как такового, на таких свадьбах нет. Мужчина обычно одет весьма просто, обязательный аксессуар – черный костюм и галстук ему в тон. Женщина наряжена в белое платье, и чем ортодоксальнее ее вера, тем этот наряд скромнее, длиннее и невзрачнее.
Новобрачные в течении торжественного дня выдерживают нестрогий пост, для того чтобы избавить себя от грехов прошлого и начать с чистого листа новую жизнь. С разрешения раввина саму церемонию может проводить назначенный семьями друг или родственник, который не обязательно может иметь сан.
Подготовка к еврейской свадьбе начинается с публичного зачитывания и подписания брачного контракта – кетубы. В нем оговорены все условия заключаемого брака. Кетуба, как обычай, уходит глубоко в древность, на несколько тысячелетий. Во времена Санхедрина или Верховного Суда Иерусалимского. Договор подписывается при четырех свидетелях и того, кто проводит церемониальную службу. Основной постулат кетубы: мужчина подтверждает тот факт, что согласен будет отпустить женщину и дать ей гет, если пара по каким-либо причинам расстанется. Если гет не был дан женщине, она не сможет потом повторно выйти замуж, и проведет остаток жизни в одиночестве.
Далее идет бедекен: церемония укрывания женихом лица невесты покрывалом. Этот обряд является символом готовности мужчины защищать свою женщину от всех невзгод. История бедекена уходит истоками к библейским временам, в тот момент, когда, выходя замуж за Исаака, Ребекка покрыла свое лицо.
Свадебная еврейская музыка – это особый вопрос, и хоть правила, трактующего эту сторону бракосочетания нет, все же многие пары предпочитают тишину «Свадебному маршу» Вагнера. Большинство семей выбирают привычные еврейские композиции, которые звучат либо в то время, когда невеста выходит к гостям, либо после основной части свадебной службы. К хупе девушку выводит ее отец, иногда она шествует в сопровождении обоих родителей. Еврейская церемония устроена таким образом, что невеста выходит самой последней, и дойдя до хупы должна обойти вокруг своего мужчины не менее семи раз. Хотя и в этом ритуале все чаще в последнее время встречаются отклонения от канонов. Числу «7» во время свадьбы евреи придают почти космическое значение: во время свадебного застолья должно быть осушено семь бокалов вина, невеста должна совершить семь кругов обхода. Вся эта символичность опирается на то, что согласно писанию, Бог сотворил мир за семь дней.
Интенсивность свадебного застолья зависит от того, насколько религиозны новоявленные муж и жена. У ортодоксов мужчина и женщина не только едят по отдельности, но и танцуют на разных половинах зала. Основные блюда в меню – кошерные, иногда их разбавляют рыбными или вегетарианскими угощениями. Для тех из гостей, кто соблюдает кашрут, необходимо обязательно заказать специальные блюда. И все же – на большинстве свадеб на столе можно увидеть только полностью кошерную пищу, это помогает избежать накладок и проблем с различными социально-религиозными группами приглашенных.
Выбор еврейских свадебных песен зависит от этнической принадлежности еврейской общины, в которой состоит пара. Существует два основных направления – ашкенази и сефарды. На стиль свадьбы и ее песенное сопровождение влияют традиции, которые присущи и привычны каждой из групп.
Еврейский обряд бракосочетания (нисуин) во многих аспектах похож на традиционные свадьбы в других религиях: подруга невесты, жених и его отец говорят приветственные и заздравные речи, приглашенным гостям молодожены презентуют маленькие подарки, музыкальное сопровождение организовано при помощи «живого» ансамбля. Но этому ансамблю дозволено исполнять только традиционные еврейские напевы, поскольку они являются неизменно важной частью торжественного вечера. Церемония Уфруф на еврейской свадьбе тоже очень похожа на европейский ритуал объявления о помолвке, разница состоит только в том, что жених еврей сообщает о предстоящем единоверцам в синагоге, а католик или православный – своим друзьям и родственникам за накрытым столом.
Итак, подводя итоги вышесказанному, можно резюмировать важность отправления религиозных ритуалов во время проведения еврейской свадебной вечеринки. Немаловажные вехи торжества: благословение данное над халой, традиционно сделанное до праздничного обеда, семь благословений, которые предназначены супругам, произнести которые могут избранные семьями молодоженов гости, и еврейский танец Хора, участие в котором может принять каждый желающий.
После окончания церемонии жених и невеста официально считаются мужем и женой и получают право провести медовый месяц вместе, на законных основаниях. Сексуальная жизнь партнеров может начаться как со времени помолвки, так, и с момента вступления пары в законный брак, если семьи брачующихся относятся к ортодоксам. В некоторых странах, например, Испании, большинство евреек, выходящих замуж, проживали со своим женихом ранее в «гражданском» браке. Однако иудейская вера не приветствует такого подхода к совместной жизни, и многие раввины отказываются проводить церемонию для таких пар.
Оставьте ответ